В Беларуси вступили в силу указы Президента Республики Беларусь №95 «О государственной поддержке при жилищном строительстве» и №94 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь» от 6 марта 2025 года, знаменующие собой важный этап в совершенствовании подходов к жилищному строительству и кредитованию. Эти документы направлены на оптимизацию системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и повышение эффективности использования бюджетных средств.
Указ №95: Единый стандарт государственной поддержки
Ключевая цель Указа №95 – создание единого, прозрачного и понятного механизма государственной поддержки в жилищной сфере. Документ консолидирует все существующие формы поддержки в единый нормативный акт, что упрощает процесс получения помощи для граждан. При этом, размеры государственной поддержки, категории граждан, имеющих право на нее (включая гражданских и военных), а также порядок и условия ее предоставления остаются на прежнем уровне.
Указ предусматривает три основных формы государственной поддержки
Льготные кредиты: Предоставляются на строительство одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах, а также на приобретение одноквартирных жилых домов, квартир в многоквартирных или блокированных жилых домах, построенных по госзаказу. Право на льготное кредитование имеют 21 категория граждан.
Одноразовые субсидии: Выделяются на строительство или приобретение жилья. Воспользоваться субсидией могут 17 категорий граждан.
Финансовая помощь государства: Оказывается в возврате задолженности по льготным кредитам многодетным и молодым семьям при рождении детей.
Важно отметить, что отдельные категории граждан могут претендовать на все три формы государственной поддержки.
Ключевые нововведения Указа №95
Исключение долевого строительства: Граждане больше не участвуют в процессе долевого строительства. Льготные кредиты предоставляются только на покупку квартир в многоквартирных жилых домах, построенных по государственному заказу. Исключение составляют индивидуальные жилые дома, где кредитование на строительство и покупку сохраняется.
Замена субсидий льготными кредитами: Субсидии на погашение долга и процентов по коммерческим кредитам на строительство жилья заменяются льготными кредитами, что упрощает процесс получения финансовой помощи.
Расширение возможностей в малых населенных пунктах: В населенных пунктах с численностью до 20 тыс. человек льготные кредиты предоставляются для покупки жилья как на первичном рынке (построенного по государственному заказу), так и на вторичном.
Указ №94: Государственный заказ – новый подход к строительству
Указ №94 в новой редакции излагает указ от 8 мая 2013 года №215, который вводит механизм государственного заказа на строительство жилья. Суть этого механизма заключается в том, что жилые дома возводятся государственными заказчиками (УКСами и другими государственными организациями) без привлечения граждан на этапе строительства. Льготный кредит на строительство жилого дома предоставляется организации-заказчику. После ввода дома в эксплуатацию и заключения договоров купли-продажи с гражданами задолженность по льготным кредитам переоформляется на граждан.
Новации Указа №94:
Гибкость в строительстве: Указ предусматривает возможность строительства в многоквартирном жилом доме части квартир по государственному заказу и части квартир за счет средств бюджета для предоставления гражданам в качестве арендного и социального жилья. Это позволяет более эффективно использовать бюджетные средства и удовлетворять потребности различных категорий граждан.
Расширение круга покупателей:
Жилье, построенное по госзаказу, теперь доступно для продажи всем гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а не только тем, кто имеет право на государственную поддержку. Это значительно расширяет возможности для граждан улучшить свои жилищные условия.
Влияние на рынок жилья и граждан:
В совокупности, указы №95 и №94 представляют собой комплексный подход к решению жилищного вопроса в Беларуси. Они направлены на:
Повышение доступности жилья: Благодаря льготному кредитованию и субсидиям, больше граждан смогут позволить себе приобрести собственное жилье.
Упрощение процесса получения государственной поддержки: Консолидация всех форм поддержки в едином документе упрощает процедуру для граждан.
Повышение эффективности использования бюджетных средств: Механизм государственного заказа позволяет более эффективно планировать и контролировать строительство жилья.
Снижение рисков для граждан: Исключение долевого строительства снижает риски, связанные с недобросовестными застройщиками и долгостроями.
Развитие жилищного строительства в регионах: Предоставление льготных кредитов на покупку жилья на вторичном рынке в малых населенных пунктах стимулирует развитие жилищного строительства в регионах.
Указы Президента №95 и №94 являются важным шагом в развитии жилищной политики Беларуси. Они создают более прозрачную, эффективную и доступную систему государственной поддержки для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Внедрение механизма государственного заказа и исключение долевого строительства снижают риски для граждан и повышают эффективность использования бюджетных средств. Ожидается, что эти меры окажут положительное влияние на рынок жилья и позволят большему количеству граждан улучшить свои жилищные условия.