О перераспределении полномочий
Диалоговые площадки показали, что интерес общества к изменению политической системы страны и конституционной реформе высок. «Однако прежде чем собрание приступит к выработке предложений, необходимо спокойно разобраться, что происходит с нами сейчас, какие глубинные процессы идут в обществе и как мы на них будем реагировать», — обратил внимание Президент.
При этом он сообщил, что перераспределение полномочий уже происходит. «Мы уже начали это делать: Президент — правительство, Президент — парламент, губернаторы, местные органы власти. Целый план на столе лежит. После Всебелорусского народного собрания мы продолжим более интенсивно это делать», — сказал глава государства.
Он обратил внимание населения на то, что те, кто получил полномочия, будут не только принимать решения, но и отвечать по ним. Людям придется отвыкать от того, что Президент отвечает за все. «Из социологического исследования: люди за передачу полномочий от Президента другим структурам. Но люди должны понимать: Президент, конечно, по сигналу людей вмешается, если нужно, в этот процесс, но это не его будут функции и полномочия, — отметил Александр Лукашенко. — Поэтому перераспределять полномочия мы будем. Радикально».
Глава государства рассказал о предложении, которое поступило от одного из политологов: надо некоторые законы называть именами разработчиков. Эту идею белорусский лидер считает достойной и уместной в контексте перераспределения полномочий, ухода от коллективной ответственности. «Чтобы люди знали, кто предложил», — уточнил Александр Лукашенко.
О президентской республике
«Я за конституционную реформу. В течение года на диалоговых площадках, везде мы будем это обсуждать. Каждый шаг по изменению. Но я твердо убежден: наша страна должна оставаться президентской республикой. Поймите только правильно то, что я сейчас скажу: наша страна должна быть президентской республикой и без Лукашенко. Она будет без Лукашенко — не сегодня, так завтра, послезавтра. Какой бы я ни был героический, придет время — придут другие люди», — сказал белорусский лидер.
«Я понимаю, что весь сыр-бор — из-за нынешней личности Президента Беларуси. Для кого это секрет? — отметил он. — Я очень решительный человек, не трусливый. Я не дрожу за свою шкуру, у меня нет богатства (никому не верьте, что я чего-то там у кого-то взял, четверть века у власти — и никто нигде ничего не нашел, хотя при нынешней системе можно найти любую копейку). У меня кроме Беларуси ничего нет. Я лучшие годы вложил в эту страну».
«Меня невозможно запугать. Я не выставлял себя героем, когда бегал с автоматом по улице. Я просто был настроен решительно. Я знал и видел, к чему это все может привести. И это многих отрезвило, — продолжил Президент. — Такая позиция у моих детей, у моих близких и родных. Я свою страну никому не отдам».
О партийном строительстве
Глава государства напомнил, что, по данным проведенного недавно масштабного социологического исследования, уровень доверия партиям со стороны людей — от 3 до 6%. «Это плохо», — прокомментировал Президент. Он также отметил, что реально действующих, а не просто зарегистрированных партий в стране — единицы.
Александр Лукашенко убежден, что в Беларуси необходимо более плотно заняться партийным строительством. Однако это не означает упрощение законодательства для создания партий. На это, по мнению Президента, идти не стоит.
«Когда мы увидим реальные партии, тогда мы будем говорить, что нам надо избирать в парламент, в местные Советы по пропорциональным спискам, — убежден белорусский лидер. — Для этого надо подготовить общество, оно должно быть зрелым».
О своём уходе из власти
«Главное мое условие ухода из власти: в стране мир, порядок, никаких протестных действий, не переворачивать страну, высказывать в рамках закона мнение», — сказал Александр Лукашенко.
«Второе условие: если сложится так, что к власти придут не те, и у них будут другие взгляды, вторым пунктом мы запишем, что ни один волос с вас, сторонников нынешнего Президента, упасть не может. Поэтому я предложил Всебелорусское народное собрание сделать конституционным органом. Сделать его с полномочиями. Если этот общественный договор, который мы заключим, будет нарушен, вся власть будет у всенародного собрания. У вас. Даже без меня. И Всебелорусское народное собрание (оно будет избираться еще более ответственно) будет иметь полномочия. Оно должно быть стабилизатором на переходный период. А какой другой орган вы видите? Может быть, что-то придумаем другое в процессе разработки Конституции. Но в этот период смены поколений, смены власти мы должны иметь четкую подстраховку, чтобы не потерять страну», — заявил Президент.
Александр Лукашенко считает, что ВНС надо передать как полномочия определение стратегии развития белорусского общества. «И это будет закон для всех граждан страны. И для главы государства, и для парламента, и для других. Какие? Суверенитет, независимость нашей страны, оборона, боеспособность и прочие, и так далее. Только главные. Без вмешательства в руководящие, исполнительные функции в государстве. Это будет дело органов власти и главы государства», — считает белорусский лидер.
месте с тем он считает, что нельзя ослаблять пост главы государства. «Это буду не я. Это будет другой президент. Поэтому не пришивайте это ко мне. Будет другой глава государства, но он должен быть главой государства. Он должен, как сейчас, отвечать за главные направления развития. Всебелорусское народное собрание должно быть стабилизатором, зонтиком всей страны на какой-то промежуток времени. Чтобы сохранить страну», — заявил Александр Лукашенко.
Он обратил внимание, что сказанное им не является аксиомой. «В ходе этого года при разработке Конституции мы, может, найдем другие варианты. Вполне возможно. Может быть, народ вообще не поддержит Всебелорусское народно собрание как конституционный орган», — предположил белорусский лидер.
Александр Лукашенко обратил внимание, что сейчас, по данным соцопросов, пока чуть меньше половины поддерживают идею придания ВНС статуса конституционного органа. И еще около 30% неопределившихся по данному вопросу.
«Но я как Президент предлагаю и настаиваю, чтобы оно имело конституционные полномочия. При этом я убедительно вас прошу, чтобы вы ни в коем случае не торопились, принимая те или иные решения», — сказал белорусский лидер.
«Обещаю вам, что все будет честно и справедливо. Не упрекайте меня, что я буду делать что-то под себя. Мне это не надо. На тот свет я это не заберу, как говорят в народе. Моя главная задача, главный акцент на этом этапе — сделать справедливо», — подчеркнул глава государства.
«Но помните только одно: я и не позволю сломать свою страну, и у меня сегодня неожиданно много сторонников, даже из числа тех, кто думал иначе. Это не только люди в погонах (в числе сторонников. — Прим. БЕЛТА). Хотя они просто красавцы. Они всем показали, что не зря едят хлеб», — отметил Президент.