«Формирование правовой и политической культуры учащихся»
Такой была тема открытого диалога, проходившего недавно в СШ №3. Открывая его, модератор диалоговой площадки методист учебно-методического кабинета отдела по образованию райисполкома Татьяна Корнилович отметила, что правовое и политическое воспитание учащихся является важнейшей составляющей в системе всей учебно-воспитательной работы учреждений образования. Педагогические коллективы школ и других типов учебных заведений призваны вести целенаправленную работу по формированию у своих воспитанников чёткой гражданской позиции, по воспитанию их настоящими патриотами, способными заботиться не только о собственном благополучии, но и о процветании своего Отечества. Татьяна Викторовна представила всех участников диалога. В качестве эксперта в аудитории присутствовала председатель молодёжной палаты Глубокского района, ученица СШ №3 Екатерина Курдо.
Первой слово взяла главный специалист отдела по образованию райисполкома, депутат районного Совета депутатов по Первому Северному избирательному округу №5 Татьяна Лазарёнок. Она вела разговор о главных факторах, влияющих на формирование правового и политического сознания учащейся молодёжи, акцентировав внимание на то, какую важную роль в формировании личности играют семья и все общественные институты, отдельно остановилась на организации работы в учреждениях образования по новым, утверждённым в прошлом году Министерством образования правилам внутреннего распорядка.
– Это основной нормативный документ, который регламентирует деятельность учащихся, – подчеркнула Татьяна Лазарёнок. – В нём закреплены такие нормы, как уважительное отношение к сверстникам, к педагогам, конкретно прописано, как ребёнок должен
вести себя в учреждении образования. Задача педагогов: донести этот нормативный документ до каждого ученика.
Заместитель директора по воспитательной работе СШ №3 Анна Струй рассказала о разнообразных формах работы по формированию правовой культуры школьников, которые используются в их учреждении образования. Например, в школе успешно реализуется проект «Субботний калейдоскоп», интересно и с пользой проходят информационные часы, правовые недели и декады, в рамках которых проводятся правовые игры, викторины, тематические «круглые столы», семинары, ток-шоу, диалоги и др. Отмечалось, что в своей работе педагогический коллектив тесно взаимодействует с работниками отдела внутренних дел райисполкома, специалистами социально-педагогического центра и других учреждений. Учитель истории и обществоведения СШ №3 Елена Шипило поделилась опытом работы по правовому образованию и воспитанию на уроках обществоведения.
– Значение правового воспитания очень велико. Учащиеся должны научиться отбирать и критически оценивать информацию из разных источников, знать всё о правовой ответственности несовершеннолетних, – отмечала Елена Александровна. – Очень часто под влиянием ложной информации у подрастающего поколения формируется искажённое представление о правовых, политических, общественных ценностях, а также формируется ложное представление о возможностях достижения успехов без труда и усилий. Поэтому важно помочь учащимся выстроить модель правового поведения, воспитать уважение к Закону. В своей работе учитель использует различные методы и формы и, в первую очередь, это традиционные уроки-практикумы, дискуссии, занимается проектной деятельностью. В школе обществоведение изучается на повышенном уровне, а потому создана благодарная почва для проведения викторин, моделирования различных жизненных ситуаций. Педагог считает, что на уроках обществоведения решаются важные задачи: учащиеся получают знания о государстве, о праве, у них формируются необходимые умения и навыки, они приобретают определённый социальный опыт, готовятся к участию в политической жизни общества.
Елена Александровна предложила начать изучение основ
обществоведения не с девятого как теперь, а с седьмого класса. О том, как важно помочь несовершеннолетним осознать и усвоить ценности законопослушного поведения, сформировать у них внутреннюю правовую культуру говорил заместитель начальника отдела внутренних дел райисполкома по идеологической работе и кадровому обеспечению Юрий Баран.
– Мы ни в коей мере не должны ограничивать наших детей в правах. Но необходимо, чтобы выдерживался баланс между знанием подростками своих прав и обязанностей. Ведь как часто бывает: мы требуем от молодых людей выполнения ими своих обязанностей, а они это требование воспринимают как нарушение их прав, – подчеркнул Юрий Иванович. – Согласен с мнением, что предмет обществоведение в школе изучать надо гораздо раньше, потому что у подростков уже с 14-летнего возраста наступает ответственность за определённые правонарушения. Необходимо добиваться, чтобы подросток понимал, что, живя в обществе, человек обязан соблюдать все правовые нормы, требования. Объединённые совместные усилия педагогов и семьи являются непременным условием успешного проведения воспитательной работы.
Директор СШ №3 Светлана Бородич в своём выступлении продолжила эту тему, рассказала о совместной работе семьи и школы. Что в отношении проведения родительских собраний, то было замечено, что, как правило, их посещает один из родителей. А некоторых и вовсе в школу не дозваться. В этой связи Светлана Евгеньевна предложила мероприятия по правовому просвещению родителей проводить непосредственно в трудовых коллективах, там, где работают папы и мамы учащихся.
Учитель СШ №2, руководитель проекта «Школьное соуправление» Анатолий Гиголо рассказал много полезного и поучительного по организации работы органов школьного соуправления. Во второй городской школе, как известно, накоплен богатый опыт. Было отмечено, что в формировании правовой и политической культуры важная роль отводится органам школьного соуправления. Выдвигается много интересных идей, растёт деловая активность учащихся, улучшается их дисциплина. В этой связи приятно отметить, что выпускники СШ №2, получив в своей школе опыт активной гражданской позиции, используют его и в дальнейшей своей жизни.
Татьяна Корнилович напомнила участникам открытого диалога о районной олимпиаде правовых знаний, которая проводится среди детей определённой подучётной категории и предложила проводить её для всех учащихся. Чтобы определить уровень правовой культуры и правовых знаний.
Участники открытого диалога обсудили ряд других вопросов, касающихся воспитания детей и молодёжи.