Участковый инспектор ИДН Глубокского РОВД капитан милиции Сергей Напорко по долгу службы постоянно находится среди детей и учит их быть законопослушными. В райотделе его застать практически нереально, некабинетная у него работа. Это понимаешь с первых минут знакомства с ним. Все вопросы-ответы на ходу, офицер всегда в движении.
Задача со звездочкой
На что горазды свои, местные, сотрудники ИДН уже знают и могут спрофилактировать вместе с семьей, педагогами. Другое дело приезжие ребята. Правоохранители не знают, чем они дышат. С каждым новым набором ребят «с прошлым» в Глубокском государственном профессиональном лицее меньше не становится. Так, в прошлом году за парту сел выходец из Докшицкого района. По месту жительства с парнем проводилась индивидуальная профилактическая работа. И, казалось бы, он стал на путь исправления, а нет…
Буквально спустя месяц учебы на новом месте он вновь попал в поле зрения правоохранителей. Бесцельное шатание по вечернему Глубокому закончилось возбуждением в отношении него уголовного дела. Вместе с товарищем он умыкнул у местной жительницы сумку, которую та оставила без присмотра. «Сорвали куш» по-иному они и сами не называют то, что происходило потом. Друзья несколько раз по карточке женщины отоваривались в магазинах и были просто уверены, что останутся безнаказанными. И хоть 17-летний Саша вину свою признал и даже попросил прощения у потерпевшей, до конца не осознал степень произошедшего.
Капитан милиции считает, что к любому ребенку, особенно подростку, трудно найти подход, но когда речь идет о подопечном с неустойчивой психикой, то это задача, как говорится, со звездочкой. В работе с такими детьми на участкового возлагается двойная ответственность. Под стать доктору нужно подобрать комплексную терапию, чтобы излечить не только ум, но и душу.
— Пробовал и кнутом, и пряником. Методом проб и ошибок понял, что нужна золотая середина. И парнишка мне доверился, — говорит офицер.
«Не хочу учиться, а хочу…»
Нельзя всех детей причесывать под одну гребенку. Есть ребята, не скрывает участковый, выбить дурь из головы которых практически не получается.
— Мнят себя взрослыми, а в голове – ветер, — заключает Сергей Напорко, предваряя встречу с 17-летней Марией. — Уроженка Шарковщинского района к знаниям не тянется. Находит всевозможные способы, чтобы не посещать занятия: то ей состояние здоровье не позволяет грызть гранит науки, то погода нелетная, то компания праздная.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Глубокского государственного профессионального лицея Элла Жданович не скрывает, что с такими «хвостами» второкурсница, скорее всего, до выпускного вечера не доучится. По крайней мере, в этом учебном заведении. Хотя педагогами ей предоставлялись шансы на исправление ситуации, но ими она не воспользовалась.
— Другие планы на жизнь. Уже пять месяцев, как у меня есть парень. У нас все хорошо. Словом, не хочу учиться, а хочу…
— Мир, дружба, жвачка! – переходит на язык девушки участковый инспектор. – В том, что у тебя появился друг, плохого ничего нет. Только вот стоит ли из-за этого отказываться от учебы. Ведь дело молодое: сегодня молодой человек есть, а завтра прошла любовь… Да и круг знакомых надо бы пересмотреть. Нынешнее окружение затянет в болото.
Мария, которая рано начала взрослую жизнь, менять для себя ничего не хочет. Капитан милиции же не намерен так легко сдаться и опустить руки:
— Под мое крыло девушка попала после очередной поездки домой, где была замечена в состоянии алкогольного опьянения в общественном месте. Пока Мария будет моей подопечной, буду до конца бороться за ее счастливое будущее. Для Сергея Напорко это дело чести.
На красной кнопке
— В лицее я всегда «подвисаю». Нужно и с руководством новостями обменяться, и с ребятами разговор составить. Где-то нужна индивидуальная беседа, где-то — встреча в широком формате, — поясняет участковый инспектор ИДН.
— Сергей Вячеславович у нас на красной кнопке находится. За консультацией и помощью — только к нему, ведь он как никто знает, чем дышат несовершеннолетние. А они могут потребоваться в любое время суток, и он всегда на связи. «Открытый диалог» — одна из форм работы участкового инспектора ИДН с нашими ребятами, которая вызывает живой интерес со стороны учащихся, — рассказывает Элла Жданович.
Кроме «Открытого диалога», в работе с подростками помогает клуб «Преодоление препятствий». Его участники – подопечные сотрудника ИДН. На сегодняшний день индивидуальная профилактическая работа проводится с 26 учащимися лицея. Но не только этим ребятам нужно общение и адекватный пример. Тут и приходит на помощь инспектор. Чего точно нет в деятельности С. Напорко, так это скучных лекций, и нравоучений. Вместо них – спортивные и творческие мероприятия, экскурсии. Маршрут одной из последних привел в ИК-13, чтобы подростки из группы риска увидели, чем может обернуться их незаконопослушное поведение.
О том, как усвоили этот урок, капитан милиции проверит еще не раз: у местных — при посещении на дому, у приезжих – в общежитии. Увидит в городе – также мимо не пройдет. Да и ребята знают, что скрывать от участкового лучше ничего не стоит, ведь потом уже трудно будет заслужить его доверие.
«Вы не одни, мы вместе»
Это в свои 9 лет осознает даже Артем. В многодетной семье он младший ребенок. Вниманием и любовью со стороны домашних не обделен. Все в достатке. Хоть и мечтает стать милиционером, стоять на страже порядка, жажды к авантюрам ему не занимать. Недавно с другом решили прикарманить в местном магазине зажигалку. Заведующая сразу вычислила маленьких злоумышленников, но заявлять в милицию на них не стала. Набрала номер участкового инспектора ИДН. Ему виднее, как лучше поступить в данной ситуации, чтобы подобное не повторилось. Сергей Напорко сразу выехал на место. Составил разговор с работником прилавка, а после уже и с мамой 9-летнего Темы и с ним лично. Родительница заплатила за украденный товар, и только потом провела разбор полетов дома, не без участия капитана милиции. Дядя Сережа рассказал маленькому разбойнику, что такое хорошо, а что такое плохо и взял с него обещание больше на такие приключения не подписываться.
— Вы не одни, мы вместе! – участковый инспектор ИДН дал понять маме Артема, что она всегда может рассчитывать на его помочь в воспитании мальчика.
Милиционер говорит, что взял эту семью на контроль, этим и объясняет очередной визит в эту квартиру в одной из многоэтажек в спальном районе Глубокого. Артем уже при параде. Готов отправиться в поход за знаниями. Правда, успехами в их получении похвастаться не может. «Нужно подтянуться!» — дает наказ участковый.
Мальчишка это выражение воспринял буквально и быстро повис на турнике. Раз, два, три… Когда силы были на исходе, пообещал, что еще покажет себя во всей красе на этом спортивном снаряде.
Тема мог бы еще долго выполнять кульбиты на перекладине, если бы мама не напомнила о том, что еще пара минут, и он опоздает на автобус. Сергей Напорко предложил подвезти мальчика, ведь он на машине и им по дороге.
— Спасибо большое! Нам без вас было бы непросто. Вы – авторитет для сына, опора – для меня в его воспитании. Будем стараться вас не подводить и радовать лишь хорошими новостями, – мама ребенка поблагодарила милиционера за заботу, рассказав о том, что Вячеславович нашел общий язык не только с младшим, но и со старшими ее детьми. — Внимательный, приветливый и всегда с хорошим настроением, он говорит, что у нас все наладится. И мы ему верим.
— А вы меня правда добавите друзья? – интересуется Тема в продолжение разговора про соцсети и присутствие там мальчишки.
— Не сомневайся! – дает обещание правоохранитель.
В настоящее время они, по его словам, это кладезь информации, который помогает ему знать, чем живет нынешнее поколение.
Крепко держа дядю Сережу за руку, школьник с высоко поднятой головой шагал к машине правоохранителя…
— Знаете, в такие моменты понимаю для себя: или в этой службе, или ни в какой другой буду нести службу, — разоткровенничался капитан милиции, который десять лет стоит на защите детства. Хотя, замечает, что его «выслуга» в работе с мальчишками и девчонками превышает этот срок.
Источник силы капитана милиции
Педагог по образованию, уроженец Гродненской области до прихода в милицию работал тренером в спортшколе. В инспекторы добрых нравов «записался» благодаря супруге-медику. Ее, выпускницу медуниверситета, по распределению направили в Глубокое. С приходом в милицию осуществил свою детскую мечту. Глядя на дядю-правоохранителя, представлял себя в форме. Заветные звезды на погонах стали ближе с окончанием Академии МВД.
— Как скоро поняли, что эта служба — ваше место? – интересуюсь у капитана милиции.
— Сразу! С самого начала понял, что легко не будет, ведь ты ежедневно имеешь дело с людскими судьбами: сломанными, искалеченными, украденным детством. Каждую историю пропускаешь через себя, живешь судьбой и болью ребенка, его родителей. Несмотря на занятость на работе, свободную минутку стараюсь провести со своими детьми. Ведь знаю, к каким последствиям может привести недостаток внимания, любви и заботы со стороны родителей. И даже когда, казалось бы, усталость берет верх, стоит увидеть глаза дочки и сына, как ты наполняешься жизненной энергией. Они моя радость и гордость, — говорит Сергей Напорко.
Удовлетворение он получает и от итогов своей работы, особенно когда истории его подопечных заканчиваются хеппи-эндом. Кто-то вернулся в биологическую семью, кто-то в свои 16 правильно расставил жизненные приоритеты и больше не стремится сделать шаг за черту Закона…
Офицеру не единожды предлагали сменить службу, даже пойти на повышение, только он не карьерист и сухо отвечает на все заманчивые предложения: «Если не в этой службе, то нигде».
По материалам сайта УВД Витебского облисполкома.