С сентября 2020 года в яслях-саду №2 и №5 города Глубокое реализуется областной творческий проект «Внедрение программы «Информатика без розетки» в образовательный процесс учреждения дошкольного образования».
Ещё совсем недавно, в 2016 году, Министерство образования и Парк высоких технологий инициировали проект под названием «Программирование – вторая грамотность» по обучению школьников со второго класса программированию в среде Scratch. Педагоги нашего района одними из первых включились в его реализацию (Витебская и Гродненская области в этом направлении – несомненные лидеры). И сегодня более 400 учащихся 2-6 классов учреждений образования Глубоччины успешно изучают основы программирования на факультативных занятиях. Но сотрудники ПВТ уверены, что осваивать азы ІТ-технологий нужно ещё раньше, с 5-7 лет. По мнению педагогов, именно с пяти лет нужно развивать у детей основы алгоритмического мышления и логики. Умение разбить любой процесс на этапы (алгоритмы) очень даже пригодится им при изучении школьных предметов, в том числе информатики, а в будущем – в освоении абсолютно любой профессии.
По словам главного специалиста отдела по образованию райисполкома Татьяны Лазарёнок, в 2019-2020 учебном году инициатива ПВТ по изучению основ информатики без использования компьютера была протестирована в шести учреждениях дошкольного образования нашей страны. Она получила высокую оценку у педагогов-практиков. В этом году к республиканскому экспериментальному образовательному проекту «Информатика без розетки» присоединились десятки детских садов.
– Параллельно инициатива получила развитие и в рамках нескольких региональных проектов. Так, в Витебской области в творческом проекте «Внедрение программы «Информатика без розетки» в образовательный процесс учреждения дошкольного образования» участвует 31 учреждение дошкольного образования, в том числе ясли-сад №2 и №5 города Глубокое, – уточнила Татьяна Антоновна.
Первые шаги в мир информатики и программирования маленькие глубочане делают, конечно же, не сидя за компьютером, а в процессе игровой деятельности. Об этом говорит уже само название проекта – «Информатика без розетки».
– На занятиях, которые проходят два раза в неделю, дети (группа в 15 человек) решают доступные детскому восприятию логические задачи, ребусы, выполняют различные задания на развитие логики и алгоритмического мышления, разработанные для проекта специалистами Парка высоких технологий. Например, продолжают логический ряд или выбирают карточки с нелогичными рисунками, знакомятся с понятием «отрицание» и т.д. Нашим воспитанникам нравится, что занятия проходят не только за столом, но и на ковре, где они раскованнее себя чувствуют, могут свободно передвигаться. Дидактические материалы для занятий частично предоставлены ПВТ. В основном же – наши воспитатели изготавливают их сами по шаблонам, учитывая все методические рекомендации кураторов проекта, – рассказала заведующая яслями-садом №2 Татьяна Дук. – Детям занятия очень нравятся. Мы уверены: благодаря им будущие школьники станут внимательнее, научатся мыслить чётко. Это поможет им во время учёбы в школе. Для наших педагогов участие в проекте – новый опыт, но у них всё получается, они учатся.
К слову, прежде чем приступить к реализации проекта, воспитатели яслей-сада №2 Алеся Петровна Дайлидёнок и Светлана Ивановна Лукьянёнок, а также яслей-сада №5 Елена Николаевна Лещинская и Валентина Николаевна Катушонок дистанционно прошли специальный курс «Информатика без розетки: для начинающих», организованный Парком высоких технологий. Во время обучения педагоги изучили теоретические и практические основы преподавания с использованием методики формирования алгоритмической грамотности у детей от 5 до 7 лет и получили соответствующие сертификаты об обучении.
Опытные педагоги уверены, что дети, которые в игровой форме познакомятся с алгоритмизацией ещё в детском саду, будут лучше справляться со школьной программой по информатике. Овладев логическими операциями, ребенок станет внимательнее, научится мыслить ясно и четко. Учиться станет легче, а потому и процесс обучения, и школьная жизнь будут приносить радость и удовольствие. Кроме развития воспитанников, проект также призван содействовать и развитию профессиональной компетентности педагогических работников в области формирования алгоритмической грамотности у детей дошкольного возраста.