Зоя Максімаўна Наваенка з г.п. Падсвілля – аўтар паэтычных і празаічных твораў, актыўна друкуецца ў беларускіх перыядычных выданнях. А напрыканцы чэрвеня стала вядома, што прозу Зоі Максімаўны адзначыла міжнароднае журы, у ліку якога прадстаўнікі Чэхіі, Расіі, Казахстана, Украіны і Беларусі.
Справа ў тым, што ў пачатку года падсвільчанка стала ўдзельнікам III Міжнароднага літаратурнага фестывалю «Цэнтр Еўропы-2020», які традыцыйна праходзіць у Полацку і вынікі яго падводзяцца напрыканцы мая падчас Дня горада. У гэтым годзе ўсё па-іншаму. Дыстанцыйны этап конкурсу (з 1 лютага да 20 красавіка) цалкам ператварыўся ў інтэрнэт-конкурс: са 150 удзельнікаў з 11 краін у фінал было выбрана 80 аўтараў у пяці намінацыях, і сярод іх – Зоя Наваенка. Усяго ж на разгляд журы было даслана больш за 700 работ.
– Прапанавала свае творы ў намінацыях “Паэзія” і “Малая проза”, у другой, дарэчы, арганізатары абмежавалі колькасць друкаваных знакаў – да 13 000. І я на суд журы даслала тры апавяданні невялікіх памераў “Вы любіце гарохавы суп?”, “Якога колеру шчасце?”, “Намалюй сваю дарогу”. Усяго атрымалася да 11 800 знакаў. Паколькі 2020-ы – год юбілейны, адзначалі 75-годдзе Вялікай Перамогі, то і творы падбірала адпаведнай тэматыкі, – расказала Зоя Максімаўна. – Усе конкурсныя работы былі пад нумарамі, таму імёны аўтараў-пераможцаў журы, якое у гэтым годзе працавала дыстанцыйна, вызначала завочна.
І ў намінацыі “Малая проза” падсвільчанцы было аддадзена 2-е месца разам з расіянкай Галінай Красуцкай (Галай Красмус). Дарэчы, на 1-м – прадстаўніца Даніі Ніна Гейдэ, а на 3-м – аўтары з Азербайджана і Беларусі, Ахмедаў Яшар Буньяд оглы і Міхаіл Шнітко.
Усім фіналістам і пераможцам у розных намінацыях (а іх было пяць: «Паэзія», «Малая проза», «75-годдзе Перамогі ў Вялікай Айчыннай вайне», «Мовай Я. Купалы і Я. Коласа», «Мастацкі пераклад») арганізатары выслалі электронныя дыпломы. У Зоі Максімаўны іх два. Віншуем фіналіста ў намінацыі “Паэзія” і ўладальніка Дыплома за 2-е месца ў намінацыі “ Малая проза”!
Ніжэй прапаноўваем прачытаць тэкст самога апавядання:
Какого цвета счастье?
Весна…
Пора надежд, любви, обновления и расцвета природы.
В воздухе после бурной, но короткой грозы стоит озоновая свежесть.
Заневестившая черемуха рассыпала вокруг себя кружево белоснежных одежд.
Робко расцветает сирень.
Ее голубоглазые бутончики только-только начали раскрываться. Вера сорвала веточку сирени, которая росла под окнами родного старенького домика, и сразу среди благоухающих четырехлепестковых сиренево-фиолетовых цветков нашла цветочек с пятью лепестками. Обрадовалась. Съела. Примета такая у девчат была: если найдешь среди цветков сирени цветок с пятью лепестками и съешь его, то счастье уже в кармане.
Какого оно цвета то счастье?
О, Вере счастье было очень нужно! Ну просто необходимо.
Да разве она несчастлива?
Вот вчера ей вручили удостоверение трактористки. Успешно окончила курсы. Продемонстрировала строгой комиссии умение водить трактор, умение пахать землю.
Трактор старенький.
Довоенный. Скрипит, дребезжит, весь трясется, как будто боится, что Вера его заведет не так и не туда поведет куда надо.
— Нет, дружок, все так и все туда – ласково говорит трактору Вера.
Главное – окончилась страшная война, не гремит канонада, не надо прятаться в лесной чаще на маленьких островках среди гиблого болота.
Как хорошо ходить по твердой, такой любимой родной земле, никого не боясь.
Вот это и есть ее сиреневое, солнечно-радужное счастье!
А завтра… Завтра Вера впервые поведет трактор в поле и вспашет свои первые гектары под хлеб. Вернутся вот парни в деревню, а здесь уже девчата постарались их мужскую работу сделать.
На курсах трактористов Вера познакомилась с Колей. Он воевал. Комиссовали по причине ранения. Какого? Вера не спрашивала, но заметила, что Коля прихрамывает.
«Интересно, а как же с трактором он будет управляться?» — с жалостью подумала она.
Дядька Степан, который и определил Веру на курсы, увидев интерес Николая к Вере, подмигнул ей и сказал: «Смотри, девка, парни нынче в цене будут. Не зевай. Паренек-то – золото, на все руки мастер».
— Да ну, что Вы, дядя Степан! – зарделась Вера.
— Не что Вы, а надо жить, землю пахать, замуж выходить, детей рожать. Николай будет работать в нашем колхозе механиком. Поднимем колхоз вместе.
Да, Николай был сероглазым Вериным счастьем. Она с нетерпением ждала завтрашнего дня, хотя Николай встречи ей не назначил. Сказал просто: « Поздравляю с окончанием курсов. Ты будешь хорошей трактористкой, а встретимся завтра в поле».
Вера недоумевала. Как это в поле? Где именно? На тракторе что ли?
Нет, трактор она никому не доверит. Даже Николаю, хотя… перед ней везде стояли его серые глаза, которые обнимали ее теплым ласковым светом, когда он разговаривал с ней. С волнением вспоминала Вера пожатие его сильной руки, когда он поздравлял ее с получением удостоверения об окончании курсов.
Слова немудреной песенки: «В жизни раз бывает восемнадцать лет» вертелись назойливо в голове. Девятого мая ей исполнится восемнадцать лет, — сегодня, еще только пятое. Погода стоит, теплая солнечная. Впереди вся жизнь!
На следующее утро Вера проснулась рано. Умылась. Принарядилась.
— О, дочка, ты такая сегодня радостная! – сказал мама и вздохнула – Ну разве девичье это дело на тракторе?
— Ну, мама, погоди, вернутся ребята в колхоз после победы, вот тогда и поговорим, а пока за урожай на освобожденной земле мы все, кто рядом, в ответе.
Вера спешила к зданию правления колхоза. Первый рабочий день. Первая серьезная ответственность за свои знания и умения.
С Колей они встретятся вечером. Ох, сколько и каких у них будет разговоров. Не надо время торопить, — так думала Вера, открывая дверь знакомой конторы.
— Ну, девка! – подошел к ней дядька Степан, он же председатель колхоза Степан Иванович. – Не перепахать тебе поле одной. К обеду подмогу пришлю, а пока другой трактор вон еще чинят.
И точно. У одного из стоявших во дворе двух тракторов возились Николай и еще пара подросших сельских малолеток: он командовал, а парнишки подавали Коле инструменты.
Эти мальчики недавно вернулись из эвакуации и рады были помочь старшим.
Вере неудобно было стоять столбом и смотреть. Поздоровавшись, она быстро забралась в свой трактор. Поле-то вон оно, сразу за деревней. Чего ждать?
…Солнце из-за туч приветливо смотрело на людей, не спеша выпускало сразу все свои лучи-щупальца. Но постепенно облака уплывали вдаль, небо окончательно прояснилось. Красивыми жирно-черными пластами блестела позади трактора вывороченная им земля…
…Мощный взрыв сотряс землю. Вылетели в деревне стекла из окон. Все, кто был в домах, выбежали на улицу. Растерянно, не понимая, что за гром с ясного неба, смотрели люди друг на друга.
А по улице, сдернув платок с уже начавших седеть волос (не от старости, а от бед), бежала в поле женщина – мама Веры. И тогда за ней побежали люди.
Противотанковая мина не пощадила ни Веру, ни ее трактор.
* * *
Проходят годы. Забываются разные события, но, когда я прихожу в Витебскую областную больницу, то вспоминаю, что именно на этом месте произошла трагедия в начале мая 1945 года.
Рядом с больницей – сквер. Каждую весну здесь расцветают и благоухают кусты сирени, и, возможно, какая-то девочка ищет цветок сирени с пятью лепестками. На счастье. Она не подозревает, что счастье не имеет ни цвета, ни запаха, оно всегда и везде с ней. Как всегда с ней солнечное тепло, манящий за горизонт яркий цвет радуги, ее чаяния и надежды.