Евгений Стефанович: «В первые годы работы понял, что профессию выбрал правильно».
В финале районного этапа конкурса «Учитель года-2020» за звание лучшего учителя Глубоччины боролись пять педагогов. Самым молодым участником и единственным мужчиной в команде финалистов был учитель физкультуры Уделовской средней школы Евгений Стефанович. Он непринуждённо держался на сцене и с юмором рассказывал о себе. Победителем не стал, но запомнился многим. Нам педагог рассказал, как решился поучаствовать в конкурсе профессионального мастерства, почему, окончив филологический факультет университета, ведёт физкультуру, о страхах и мечтах молодого специалиста, плюсах и минусах педагогической профессии.
–Евгений Викторович, подготовка к конкурсу отнимает много времени и сил. Не все учителя хотят в нём участвовать. Как вы решились?
–Думаю, каждый учитель рано или поздно начинает оценивать уровень своего педагогического мастерства. Я работаю в школе чуть больше десяти лет. Мне стало просто интересно: смогу ли? К тому же, был уверен, что меня поддержат в коллективе. Так оно и было. И директор, и завучи помогали, подсказывали, можно сказать, задавали направление движения. Спасибо хочу сказать всем коллегам и ученикам, которые за меня болели.
–Какое испытание было самым сложным?
–Больше всего волновался перед мастер-классом. Это был первый мой такой опыт. Давать урок в незнакомом классе тоже непросто, а учителям сельских школ особенно, ведь в городе учеников в классе в два, а то и в три раза больше. Нужна привычка.
–Что дал вам конкурс?
–Я систематизировал свой опыт, а это уже немало.
–Хотели бы поучаствовать в конкурсе ещё раз?
–Скорее да, чем нет.
– Не секрет, что с каждым годом в школах становится всё меньше мужчин-педагогов. По статистике, на начало 2018/2019 учебного года их в школах страны было 18,2 процента. Почему вы выбрали эту профессию?
–Я учился в Голубичской базовой школе. В 9 классе одноклассники вдруг заговорили про поступление. Продолжать учёбу в другой школе многим не хотелось. Я за компанию с другом собрался в Полоцкий лесной колледж. Узнав об этом, учитель белорусского языка и наша классная Любовь Петровна Сельванович спросила: «А почему в лесной? Иди в педагогический. Уверена, у тебя получится». Я задумался. Мама и все родные (среди них, правда, нет учителей) идею поддержали, расписав все плюсы профессии. О минусах я узнал потом, когда начал работать.
–И какие минусы в профессии педагога?
–Очень много бумаг. Даже у учителей физкультуры, которым, казалось бы, не нужно проверять тетради, готовить раздаточный материал, – много документов и папок, которые весь год нужно пополнять, пополнять… Про классных руководителей и говорить не буду. Для меня же секундомер, свисток, стадион и мои ученики – это работа.
–А зарплата – не минус?
–Думаю, нет. В школе, при желании, можно зарабатывать, участвуя в конкурсах, олимпиадах и т.д.
–Рассказывая о себе в финале конкурса, вы многих удивили тем, что закончили филологический факультет. Как так получилось, что ведёте физкультуру?
–В Полоцком педколледже я получил специальность «начальные классы, белорусский язык и литература». Когда пришёл в наш отдел образования, мне предложили только место учителя физкультуры в Уделовской школе. Согласился. Решил, что потом видно будет. В тот же год поступил заочно на филфак. А когда получил диплом, подумал: приедет со временем в нашу школу какой-нибудь молодой специалист или учитель физкультуры с опытом и придётся уступить ему место. Поэтому и получил второе высшее образование.
–А всё-таки, если бы был выбор: работать в начальных классах, вести белорусский язык или физкультуру?
–Выбрал бы физкультуру. С маленькими детьми работать очень интересно, но это не моё. Уроки белорусского языка давно не вёл, а когда нет практики, многое забывается. Заменять как-то приходилось – к уроку готовился часа два. Но знание родного языка в школе с белорусским языком обучения очень помогает.
–Помните себя молодым специалистом? Расскажите о своих впечатлениях.
–Первое время было сложно. Во-первых, мне дали классное руководство в 8 классе. Я с ужасом ждал первого собрания, представляя, как на «опытного» учителя будут смотреть родители моих учеников. Во-вторых, вникал в методику нового предмета и боялся что-то сделать не так. В-третьих, очень не хватало общения. На тот момент ближе всех по возрасту в школе мне были одиннадцатиклассники: им было по 17 лет, а мне – 19. Я частенько мечтал, чтобы в следующем году в школу прислали хоть одного молодого специалиста.
–В профессии не разочаровались?
–Нет, конечно. Через некоторое время освоился, провёл первое родительское собрание, уладил бытовые вопросы – и жизнь наладилась. Помогало и то, что меня отлично приняли в коллективе. Благодарен и директору, и завучам, которые часто бывали у меня на уроках, но никогда не делали замечаний, не критиковали, только советовали и подсказывали, как лучше, говорили «я бы здесь сделал так и так». И с учениками отношения сложились хорошие. Уже в первые годы работы я понял, что профессию выбрал правильно.
–Во время конкурса вы проводили мастер-класс для своих коллег на тему «Как полюбить физкультуру?» Ответ у вас есть?
–Надо ей заниматься. Удовольствие от физических упражнений, пробежки, подвижных игр можно почувствовать только в процессе. Поэтому ученикам своим не позволяю лениться. И вообще, считаю, что физкультура – такой же предмет, как и все остальные. Даже, может быть, один из самых необходимых и важных, ведь сегодня дети много времени проводят в гаджетах и мало двигаются. А движение – это здоровье.
–Многие молодые специалисты боятся ехать на работу в сельские школы. Вы в деревне не заскучали?
–Мне,конечно, повезло больше, чем главному герою колосовской трилогии «На ростанях» Андрею Лобановичу: Удело – не глухая полесская деревня. А если серьёзно: скучать было некогда. Много времени занимала работа. Потом познакомился с работниками Уделовского центра культуры, благодаря которым впервые вышел на сцену, стал участником художественной самодеятельности. Теперь играю в драмтеатре, который работает при центре традиционной культуры и народного творчества. Постоянно участвую в районных мероприятиях – спортивных и не только. По пятницам встречаемся с друзьями в спортзале, играем в волейбол. Свободного времени практически нет.
–Спасибо за беседу. Удачи!