Когда спросил у своего давнего знакомого (вместе проходили срочную службу) глубочанина Сергея, готов ли он рассказать мне о своей работе дальнобойщика, на его лице промелькнула тень сомнения.
Фото использовано в качестве иллюстрации.
– Зачем, кому это интересно? – попытался он отвертеться от назревающего интервью.
– Ты много где бываешь, в дороге случается всякое – тебе есть что рассказать, – не унимался я.
– Только давай без фамилий – не люблю быть в центре внимания, – сказал он и мне пришлось согласиться, чтобы хотя бы в таком варианте смог появиться материал про жизнь дальнобойщика.
– Сразу после службы в армии, в 2004 году, устроился в Глубокскую ИК-13 контролёром. Где-то два года отработал и понял, что работа эта не по мне: хотелось чего-то большего и я уволился. Идти мне было куда: транспортная компания в Смоленске набирала водителей-международников. Отработал в ней до 2014 года. Сейчас работаю в литовской транспортной компании.
– Насколько помню, ты женился сразу после демобилизации. Как жена отреагировала на то, что будешь постоянно в разъездах?
– Татьяна понимающе отнеслась, тем более мы начинали строить дом, нужны были деньги, а заработать их кроме «дальнобоя» я нигде не мог на тот момент. Жена вообще у меня понятливая – одно из качеств, за которое очень её ценю.
– Помнишь свой первый рейс?
– Конечно. Ездил в Москву. В машине со мной ехал напарник Костя, который рассказывал что и как. Он воробей стреляный – работал в грузоперевозках на тот момент больше 25 лет. Много «чернухи» рассказывал: про дорожный рэкет, про бандитов, которые в 90-е годы держали в страхе все основные автотрассы в России. Сегодня такого нет. Но знаешь, дорога есть дорога, в любом случае надо быть на чеку. Часто встречаются автохамы: могут и подрезать тебя, и справа по обочине обогнать, если на дороге образовалась пробка. Некоторые ведут себя так, как будто им море по колено.
– Как ты ведёшь себя с автохамами?
– По хамски. А по-другому и не получается. Если чувствую, что проблемы назревают большие, связываюсь по рации с другими водителями. Как правило, на выручку приходят три-пять человек. Но такие ситуации случаются не часто. За мою водительскую бытность было только два подобных случая.
– Где лучше работать: в России или в Литве?
– Везде свои нюансы. И это я говорю про способ оплаты работы водителя. В России я без работы не сидел, всегда находился для меня рейс. В Литве всё поставлено на то, чтобы уровень твоего заработка не превышал средний уровень заработка в целом по отрасли. 900-1000 евро (бывает чуть больше) для кого-то могут показаться довольно-таки внушительными деньгами, но работа наша не из лёгких. К тому же работаю у частника, который иногда отправляет в неоплачиваемый отпуск на две-три недели – так компания страхуется от дополнительных затрат. В литовскую компанию пошёл потому, что хотел посмотреть европейские страны, да и на тот момент денег обещали больше платить. Некоторые мои знакомые, как только устраивались на работу, по два-три месяца не могли получить толком зарплату – много денег уходило на оплату штрафов. В Европе вообще много запретов, условностей, правил, которым водитель-международник должен следовать. Иначе плати штрафы. Платил и я за разговор по мобильному телефону: в Испании меня сфотографировала камера, а потом в транспортную компанию пришёл счёт на 300 евро. А вообще очень много причин, за которые можно оштрафовать дальнобойщика, начиная от движения транспорта в дневное время (в некоторых странах движение грузовиков разрешается только ночью) и заканчивая перегрузом.
– Расскажи о дорожном быте.
– Готовлю и ем в кабине, как правило. У меня есть туристическая газовая плитка, набор посуды, нож, ложка, вилка. Только в жаркие дни выхожу из кабины, чтобы приготовить еду. Моюсь либо в прицепе, если еду пустой, либо рядом с машиной – беру с собой большую канистру с водой. Ходить по заведениям с душем у меня нет денег. Перед поездкой просматриваю маршрут, чтобы знать, где можно искупаться – в озере или реке. Очень мне нравилось купаться в горных озёрах Грузии: вода прохладная, чистая, хоть пей.
– Профессия накладывает отпечаток?
– Конечно. Но не на всех одинаково: на кого-то больше, на кого-то меньше. Знаю много людей, кто работая дальнобойщиком, растерял связи с своей семьёй, потом развелся. Мыкаются без жён – по-другому и сказать не могу про них. Мне кажется, есть такая категория мужчин, которые без женщины пропадают: ходят в не глаженной грязной одежде, какие-то всегда неухоженные, часто спиваются.
– Водители пьют?
– Конечно. Если приходится стоять два-три дня на загрузке или разгрузке, некоторые прикладываются к спиртному. Говорят, так им проще скоротать дни.
– А чем ты занимаешься в такие дни?
– Гуляю по городу, если есть возможность. Знаешь, даже в Европе не везде можно оставить грузовик – процветает воровство.
– Никогда бы не подумал.
– Я тоже удивился, когда отправляясь первый раз во Францию, знакомый мне водитель предупредил, чтобы я глядел в оба за автомобилем – чуть ли не на ходу снимают фары.
– Посоветовал бы кому-то идти в дальнобойщики?
– Наверное, нет. Знаешь, работа эта не лёгкая, непредсказуемая, опасная (за мою бытность троих коллег похоронил), да и платят сейчас за неё не так, как хотелось бы.
– Думаешь подыскивать работу в Глубоком?
– Пока нет. Жена говорит, что у меня душа цыганская – тянет меня в поездки. Знаешь, здесь могут работать только те, кто действительно любит дорогу. А я люблю дорогу и дорога любит меня. Скучаю, конечно, по Тане, детям, их у меня двое, но каждое возвращение домой для меня и для них – это праздник. Только в разлуке понимаешь, кто для тебя важен в этой жизни.
Другие новости Глубокого и глубокского района
читайте в печатной версии районной газеты «Веснік Глыбоччыны».