Постепенно уходят те, кто помнит имена и события далёких довоенных лет. И сегодня всё чаще именно архивы позволяют вспомнить уже забытые имена и факты и не дать им уйти в небытие.
Ряд документов по истории Глубокского края хранится в Зональном государственном архиве г. Молодечно. Некоторые из них проливают свет на конфессиональную историю Глубокого в 20-е гг. ХХ в., на деятельность таких религий, как католичество, православие и иудаизм, которые в тот период были самыми многочисленными. Согласно данным на 1921 г. в местечке проживало 4 514 человек, из них католиков – 709, православных – 894, иудеев – 2 844.
В 20-е гг. ХХ в. парафия католического костёла занимала территорию в 40 км. Количество прихожан насчитывалось около 5 тыс. Пробощем парафии был ксёндз Станислав Гриневич, префектом школ и викарием – ксёндз Пётр Бойкевич.
Парафии принадлежал ряд культовых сооружений города: костёл Святой Троицы, костёл в Березвечье, костёл Сердца Иисуса (ныне Ильинская часовня) на территории кладбища. Среди строений, принадлежащих костёлу, значились также плебания, деревянные строения конюшни и каретной, деревянный дом для костёльной службы.
Во владении костёла находился огород, который занимал около 1 гектара, ещё около 36 гектар земельных угодий находились в Залесской гмине.
Выявленные документы сообщают немного информации о Глубокской православной церкви, приход которой был значительно больше католической парафии. Он занимал территорию в 205 км, а прихожан насчитывалось около 10 000. Священнослужителями значились Николай Игнатович (настоятель) и Пётр Пилиховский.
Значительную часть населения нашего города в 20-е гг. ХХ в. составляли представители иудейского вероисповедания, поэтому неудивительно, что для совершения молитв и выполнения религиозных обрядов у глубочан-евреев были 2 каменные синагоги и 9 молитвенных домов.
В 1927 г. в должности казённого раввина Глубокого значился Мовша Кацович, духовным раввином был Йосель Кац. Обращает на себя внимание наличие в местечке двух духовных лидеров. Начало этой традиции было положено во второй половине ХІХ в.
В 1857 г. вышел закон, который предписывал избрание на раввинские должности только выпускников специальных учебных заведений, созданных правительством. Выбранные по новым правилам и утвержденные губернской властью раввины не пользовались доверием у жителей городов и местечек. Всё это привело к ситуации, когда в общине действовали два раввина: один – казённый, другой – духовный (не утвержденный властями, но пользующийся авторитетом у местных евреев).
Администрация еврейской общины располагалась по улице Варшавской (ныне ул. Московской). Разрешение на её дальнейшее существование было подтверждено Дисненским старостой в 1921 г.
Начальное религиозное образование еврейские дети получали в таких учебных заведениях, как хедер. В 1920-е гг. в Глубоком подобных школ насчитывалось 5.
Ни одна община Беларуси того времени не обходилась без таких нужных объектов, как ритуальная баня (миква) и резня для кашерного убоя скота (специальным способом, когда животное, погибая, не чувствует боли). По воспоминаниям старожилов нашего города услугами миквы и резни пользовались все горожане вне зависимости от вероисповедания.
И это лишь несколько найденных документов, страницы которых уже вносят уточнения в известные ранее факты, а также помогают вспомнить забытые имена и страницы истории нашего города. А сколько ещё интересного материала хранят архивы Беларуси! И они обязательно дождутся своего исследователя!
Научный сотрудник Глубокского историко-этнографического музея Маргарита Коженевская.